Сапа

Сапа — небольшой город на севере Вьетнама вблизи границы с Китаем (в 350 км от Ханоя), расположен в горах (на высоте около 1600 метров над уровнем моря). Этот город удивил меня своими рисовыми террасами, горами, живописными видами и древними китайскими племенами.

Население Сапы состоит большей частью из древних народностей Китая: племен Черные Хмонги и Красные Дао. Они отличаются друг от друга одеждой. У хмонгов она черного цвета, а дао носят красные головные уборы и женщины выбривают волосы у висков и на лбу. Причем, в своих национальных нарядах они ходят в повседневной жизни и этим отличаются от остальных вьетнамцев.

Раньше жители Сапы занимались террасным земледелием, выращивали рис и кукурузу. Но последние 30 лет стал активно развиваться туризм. В городе появилось много отелей, кафе, ресторанов, магазинов. Можно сказать, что все жители Сапы работают с сфере туризма. Женщины в национальной одежде (хмонги и дао) работают гидами у туристов и продают им сувениры, сделанные своими руками. Они предлагают туристам провести их по самым интересным местам окрестностей Сапы, и потом по завершению трека вы должны будете купить сувениры у кого-либо из них. Более активно предлагают свои услуги хмонги, которые уже неплохо разговаривают на английском языке. Они подходят к туристам, предлагают быть гидами, купить у них сувениры и если те сразу не соглашаются могут долго-долго идти за ними следом, пока не найдут следующих туристов и не переключатся на них. Порой это выглядит слишком навязчивым. Красные дао в Сапе встречаются намного реже черных хмонгов, и они не такие приставучие.

Католический храм на центральной площади Сапы

В Сапе активно ведется строительство отелей. Особенно много огромных отелей строится на окраине города, откуда открываются потрясающие виды на рисовые поля и горы.

Мы приехали в Сапу в августе на 4 дня на автобусе из Ханоя. Билеты покупали в одном из многочисленных туристических агентств Ханоя. Автобус был достаточно приличным.

Озеро в центре города Сапа

В первый день мы просто погуляли по городу Сапа, на второй отправились в деревню Кат Кат, а на третий — к дальним деревням Лао Чай и Та Ван.

Деревня Кат Кат в Сапе (трек на 1 день)

Кат Кат (Cat Cat Village) — ближайшая к Сапе деревня хмонгов, must see. Дойти до нее пешком совсем несложно по очень красивой дороге вниз, расстояние около 1 км. Вход в деревню для туристов платный (цена 70.000 донгов). Кассы пройти невозможно. За ними будут ворота с надписью Ban Cat Cat. Деревня — туристический атракцион. Все аккуратно, хорошие дорожки, кафе и даже отели. По дороге встречаются различные домашние животные: поросята, петухи, куры с цыплятами, утки.

Дорога в деревню Кат Кат из Сапы
Женщина из племени хмонгов хотела стать нашим гидом
Сувенир, который она буквально за несколько минут сделала и подарила нам

Очень красивая дорога к деревне Кат Кат из Сапы

Кафе для туристов

Пройдя очень красивой дорогой через рисовые поля и деревню, любуясь горами в тумане, сначала услышали шум падающей воды и потом увидели горную речку.

Многочисленные китайские туристы любят покупать национальную одежду дао или хмонгов, наряжаться и устраивать фотосессии. Особенно много китаянок мы видели в костюмах дао, у которых костюмы более красивые и яркие (в розово-красных тонах).

Потом перешли горную реку по шаткому мостику и попали к водопаду Thac Tien Sa.

За мостиком - водопад Thác Tiên Sa

Водопад Thác Tiên Sa

Над другим маленьким водопадом проложены деревянные мостки, по которым нужно перейти на другую сторону реки.

Мы гуляли по деревне самостоятельно часа 4 и увидели красивые рисовые террасы в горах, и хмонгов, и дао, и водопады. Потом еще немного поднялись в горы и посмотрели, как живут местные жители в реальности.

На горе Сапа и новые отели с панорамными видами на рисовые террасы и горы

Очень жаль, что во все дни нашего пребывания в Сапе стояла не очень хорошая погода. Утром, когда после завтрака мы начинали трек к деревням, все горы были в тумане. Потом к середине дня погода пыталась как-то проясниться, но все равно чистого голубого неба мы так и не увидели. Я так и не поняли, есть ли снег на вершинах окружающих Сапу гор.

Деревни Лао Чай и Та Ван в Сапе (трек на 1 день)

Туман над рисовыми террасами и горами

На третий день нашего пребывания в Сапе, мы отправились в сторону  дальних деревень Lao Chai и Ta Van (деревни народности хмонги). Как только мы вышли из Сапы, нас стала одолевать группа женщин-гидов из племени хмонгов. Мы достаточно долго отказывались, пытаясь им на английском языке объяснить, что мы знаем дорогу и любим гулять самостоятельно, но они достаточно долго шли за нами. Погода была не очень. Шел моросящий дождь. хорошо, что мы взяли с собой зонтик. Он нас спас. Но было тепло.

Местные жители по-прежнему занимаются террасным земледелием. На своих террасах они выращивают рис, кукурузу.

Панорама рисовых террас и гор по дороге в дальние деревни Lao Chai и Ta Van

Пока мы шли в дальние деревни Lao Chai и Ta Van мы видели много домашней живности: волов, поросят, коз, кур, петухов, уток. Все они паслись на рисовых террасах. Еще  нам рассказали, что в самых дальних деревнях (мы не дошли до них) живут своим традиционным укладом дикие дао и хмонги. Как правило, туда доходят очень редкие туристы.

Обратно в Сапу у нас уже не было сил идти пешком, и мы согласились доехать до центральной площади города на одном из мото-таксистов.  Их там ездит очень много по дорожкам, некоторые ждут на развилках, где проходят туристы. И всем утомленным путешественникам они предлагают свои услуги.

Мои видео

Рада приветствовать Вас на моем сайте! Моя задача - помочь начинающим самостоятельным путешественникам спланировать интересную поездку и оказаться в стране своей мечты! Вдохновляйтесь! Перенимайте мой опыт! Удачи!